Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Петербургская старушка», последний проект автора «Петербургского ангела» Романа Шустрова, меняет адрес (видео)

«Петербургская старушка», последний проект автора «Петербургского ангела» Романа Шустрова, меняет адрес (видео)

68 842
Роман Шустов

Вся семья «папы «Петербургского ангела» Романа Шустрова переболела коронавирусом. Но в официальную статистику попали только погибшие. «Фонтанка» на примере Шустровых рассказывает историю болезни одной петербургской семьи и о том, как в городе планируют распорядиться наследием скульптора.

«Папа ангела», петербургский кукольник и скульптор Роман Шустров умер от коронавируса через три недели после того, как в больнице скончался его старший брат Александр. Их семьи переболели дома, потому что боялись попасть в стационар.

Между тем последний проект Романа Шустрова вошел в шорт-лист всероссийского конкурса идей новых достопримечательностей, однако администрация Петербурге не согласовала место для его установки. Но новый адрес у «Петербургской старушки» все-таки будет.

В середине мая город потрясла новость — автор «Петербургского ангела», сидящего на скамейке в Измайловском саду, скульптор Роман Шустров скончался в больнице от коронавируса. Незадолго до этого он ухаживал за своим старшим братом, у которого ковид подтвердили посмертно. Вдова Александра Шустрова, искусствовед Ольга Шустрова рассказала «Фонтанке», как вся семья «папы ангела» болела COVID-19 и почему легче всех инфекцию перенесла 90-летняя бабушка.

Супруги Ольга и Александр Шустровы приехали в Петербург из Литвы в начале марта, как они тогда думали, всего на пару недель. Александр более 20 лет занимался акробатической пантомимой. А после неудачной операции в 2013 году требовалась регулярная помощь врачей Военно-медицинской академии.

Плановый осмотр был назначен на середину месяца, но старые травмы привели к осложнениям, и 2 апреля скорая увезла Александра Шустрова в отделение гнойной хирургии на улице Косинова. Спустя неделю его выписали домой, долечиваться, и близким казалось, что теперь все будет хорошо. Буквально через день после выписки оказалось, что в городской больнице № 14 неладно из-за новой коронавирусной инфекции. После внеплановой проверки Роспотребнадзора больницу привлекли к административной ответственности за халатное отношение к эпидемии.

«Когда выяснилось, что в больнице на Косинова коронавирус, нам предложили сдать тесты на ковид, — рассказала «Фонтанке» Ольга Шустрова. — Но мы отказались из-за опасений, что в случае положительного результата нас всех отправят в коронавирусные стационары. С нами живет моя мама, ей 90 лет. И мы очень боялись, что она попадет в такой стационар. Мы постарались максимально изолировать их с Сашей друг от друга в разных комнатах. Но, конечно, заболели все».

Вызванный на дом врач назначил семье лечение как при ОРВИ — антибиотик и противовирусный препарат. Пожилая мама Ольги Шустровой, Галина Сергеевна, улучив момент, нарушила запрет супругов и сделала уборку в комнате Александра — и тоже заразилась. Но перенесла заболевание легче всех в семье. «Мы думаем, что маме помогло то, что много лет она работала рентгенологом и получала небольшие дозы радиации, — говорит Ольга Шустрова. — Вероятно, это ее защитило».

17 апреля скульптор Роман Шустров начал ухаживать за братом, так как Ольга уже была обессилена и сама нуждалась в лечении и поддержке. Спустя несколько дней у Александра Шустрова начались серьезные проблемы с дыханием, и скорая снова увезла его в стационар. На этот раз — в больницу на Костюшко. На тот момент она считалась «нековидной» и не была рассчитана на прием инфекционных пациентов. Там Александру Шустрову сделали КТ и тест на коронавирус. Исследование показало обширное поражение легких по типу «матового стекла». Глубокой ночью пациента отправили в перепрофилированную под коронавирус Александровскую больницу. 25 апреля Александра Шустрова не стало. Через две недели родственникам сообщили, что это был подтвержденный случай коронавируса.

Тем временем у себя дома заболел Роман Шустров. Температура у него поднималась до 38,9. «Он задыхался, мучился, ходил, как медведь в берлоге, — рассказывает Ольга Шустрова. — Когда 5 мая его привезли в Мариинскую больницу, оказалось, что врачи знают его работы. Они называли его «папа ангела». После КТ выяснилось, что у Ромы 80 % легких поражено. Его положили в палату с четырьмя другими пациентами. Он сильно кашлял и боялся, что это будет мешать соседям — выходил кашлять в коридор».

Спустя два дня состояние Романа Шустрова резко ухудшилось. В реанимации его ввели в искусственную кому и подключили к аппарату ИВЛ. «Врачи делали все, чтобы спасти Рому, но у него начали отказывать внутренние органы», — говорит Ольга Шустрова.

Спустя неделю, 14 мая, «папа ангела» скончался. Ему было 60 лет.

Вдова скульптора Мария Касьяненко тяжело переживает утрату супруга и до сих пор практически ни с кем не общается. К тому же последствия перенесенной пневмонии все еще дают о себе знать: в начале болезни у нее самой было 50-процентное поражение легких. После смерти Александра и Романа Шустровых членов их семей на коронавирус не обследовали — официально все они переболели ОРВИ и в «ковидную» статистику не попали. «После смерти Александра и Романа никто не интересовался тем, болеем ли мы, каково наше состояние. Мария лечилась дома, мы обе принимали противовирусный препарат в высокой дозировке, — говорит Ольга Шустрова. — У меня довольно тяжелый хронический бронхит, и легкие уже привыкли к постоянному дискомфорту. Поэтому при поражении 30 % по типу «матового стекла» я перенесла заболевание довольно легко, но чувствовала абсолютную потерю сил. Анализы на антитела у нас положительные. Мы не жалеем, что с самого начала не стали делать тесты на коронавирус и не стали ложиться в стационар».

Из-за эпидемиологических ограничений друзья и близкие не смогли проститься ни с Александром, ни с Романом. «Но после смерти Ромы нам стали приходить письма из разных городов и стран — люди, у которых дома хранятся его работы, присылали соболезнования и фотографии этих работ, — говорит Ольга Шустрова. — На основе этих фотографий друзья Ромы сделали документальный фильм «Сказочный мир Романа Шустрова».

Спустя три недели вышла вторая часть этого фильма, в которой рассказывается о проектах, которые он не успел реализовать».

Один из таких проектов — творческий центр «Остров мастеров» на Матисовом острове. Сегодня там расположены «Адмиралтейские верфи», а на пустыре — бензозаправка. Скульптор мечтал изменить облик острова, обустроив здесь мастерские художников, в которых могли бы проводиться культурные мероприятия и мастер-классы. По легенде, когда Петербург еще только строился, финский мельник по имени Матиас наблюдал со своей мельницы за акваторией и первым сообщал Петру о приближении шведских кораблей. В его честь остров и получил название. Впоследствии шотландский промышленник Чарлз Берд создал на Матисовом острове целую промышленную империю. Именно здесь, на заводе Берда были изготовлены все металлические детали Исаакиевского и Казанского соборов, пролетные конструкции петербургских мостов и фигура ангела для Александрийской колонны.

Третий фильм о Романе Шустрове по его книге «Я — кукольник» выйдет ко дню рождения скульптора, 30 июля.

Последний проект «папы Петербургского ангела» Романа Шустрова попал в шорт-лист всероссийского конкурса идей новых достопримечательностей «Культурный след». Скульптурную композицию «Дама с собачкой» («Петербургская старушка») предложила на конкурс жительница Коломны, журналист Елена Толщихина. На сайте конкурса проект называется «Культурный код Северной столицы». Роман Шустров рассказывал, что на создание образа пожилой дамы с собачкой его вдохновила история оперной певицы Любови Дельмас, у которой был роман с поэтом Александром Блоком. Вместе они прогуливались по Коломне. Дельмас пережила своего возлюбленного на много лет и стала той самой интеллигентной петербургской старушкой.

Однако «Старушка» оказалась единственным объектом из 15, вошедших в шорт-лист конкурса, который не получил согласия на установку со стороны администрации региона. Дело в том, что в конкурсной заявке композицию предлагалось установить на пересечении улицы Лабутина и Прядильного переулка. А этот участок, как следует из официального ответа комитета по градостроительству и архитектуре на обращение Елены Толщихиной, находится в границах единой охранной зоны объектов культурного наследия, расположенных в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга. По закону размещать здесь новые произведения монументального искусства нельзя.

Но на самом деле адрес, указанный в конкурсной заявке, полностью не удовлетворял и наследников скульптора. В сквере, где нет ни ограды, ни видеонаблюдения, бронзовая старушка с ее собачкой может стать жертвой вандалов, опасаются они. Теперь объекту ищут новое место.

«Несмотря на то, что мы не можем включить Романа Шустрова в число пяти победителей, мы очень хотим установить этот памятник, — рассказала «Фонтанке» президент фонда «Живая классика», автор и руководитель конкурса «Культурный след» Марина Смирнова. — Вариантов есть несколько. Есть закрытая территория около педагогического университета имени Герцена, где памятник точно не украдут. Второй вариант — Фонтанный дом. Мы будем вести переговоры с наследниками о том, готовы ли они поменять место для размещения памятника».

Семья скульптора уже выразила согласие на установку скульптуры в садике Фонтанного дома.

Венера Галеева

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях